Электрические схемы, принципиальные схемы электронных устройств - Схемки.ру

Принципиальные схемы электронных устройств

Главная · Электрические схемы · Поиск22 Ноябрь 2017

Зарядно-десульфатирующий автомат - схемы, описания...


В результате экспериментов с данной конструкцией «Восстановление автомобильных аккумуляторов - схемы, описания, справочные материалы» я пришел к следующим выводам:

1. Если при испытаниях в лабораторных условиях гистерезис схемы на "включение/выключение" действительно составляет около 2 В, то при подключении реального аккумулятора при токе большем 0,5 А гистерезис уменьшается, что приводит к "зацикливанию" схемы и срабатыванию через каждые 1...2 с. Этот эффект можно объяснить нестабильностью самого триггера Шмидта, возникающей из-за бросков зарядного тока.

Для исключения этого при доработке схема управления была включена в "плюсовую" шину питания через резистор 150...220 Ом (подбирается при настройке). Так, при сопротивлении резистора 200 Ом гистерезис схемы был "растянут" до 3...4 В, а на реальной нагрузке — 2...2,5 В. Пределы срабатывания выставлены, соответственно,13 и 15 В.

2. Поскольку схема управления очень чувствительна к наводкам (в том числе от собственного трансформатора) и помехам по сети, плюсовой провод питания ее был развязан на массу через конденсатор 0,15 мкФ; также были развязаны через конденсаторы 0,05 мкФ база регулирующего транзистора VT2 и эмиттеры VT1 и VT2. В идеальном случае следует запитать весь блок через сетевой фильтр с автотрансформатором, так как изменение напряжения в сети на 10...15 В уже заметно влияет на скорость и частоту срабатывая схемы. Это необходимо учитывать при настройке.

3. Схему управления необходимо как можно дальше удалить от выпрямительных диодов и балластного резистора, так как ее нагрев вызывает смещение точек гистерезиса вниз на 0,4...0,5 В (охлаждение вызывает обратный эффект). Это также необходимо учитывать при настройке.

4. Симистор лучше использовать КУ208Г (Uраб = 400 В), выпрямительный мост — КЦ405А, вместо диодов КД522 можно использовать любые кремниевые.

Следует отметить, что резистор от управляющего электрода должен подключаться не на катод, а на анод симистора (хотя он и является двунаправленным). В противном случае его отпирание не происходит.

5. Балластное сопротивление (R5 на рис.1 в статье «Восстановление автомобильных аккумуляторов - схемы, описания, справочные материалы») собрано из 6 резисторов МЛТ-2 на 150 Ом, а гасящее сопротивление R8 1,5 Ом уменьшено до 0,5 Ом, чтобы исключить и без того излишнее нагревание воздуха и самой схемы.

6. Трансформатор применен готовый, типа ПЛ с габаритной мощность всего 60 Вт и напряжением вторичной обмотки 18 В. При этом ток в начале зарядки составляет 3...4 А, в конце — 1,5...2А, что вполне соответствует авторским тезисам о преимуществах зарядки малыми токами. При этом напряжение "отсечки" порядка 15 В достигается безо всяких проблем, а в режиме автоматической тренировки аккумулятора "заряд/разряд" (при включенном режиме десульфатации) перезаряд его практически исключен в течение любого времени. Следует также заметить, что при настройке триггера Шмидта потенциометром R7 (многооборотный, типа СП5-2) возможны ложные настройки. Критерий правильности настройки (в автоматическом режиме) — при подключении аккумулятора устройство всегда включается на заряд, а не на "ждущий" режим.



Кроме того, предлагаю дополнить описываемый автомат схемой защиты на тиристоре, который включается в разрыв "минусовой" цепи сразу после трансформатора и практически не требует переделки самого устройства. Вновь вводимые элементы обозначены штрихом и продолжают нумерацию основной схемы. Конструктивно схема удобна еще и тем, что анод тиристора крепится непосредственно на "массу", чем обеспечивается максимальный теплоотвод.

Данная схема обеспечивает защиту от КЗ и переполюсовки и ограничивает ток заряда при полном заряде аккумулятора за счет закрывания транзистора при возрастании "плюсового" смещения с аккумулятора. Степень ограничения тока можно регулировать подбором резистора R12'.

При данных номиналах ток при полном заряде аккумулятора составил 0,8...0,9 А; при этом сохраняется возможность режима десульфатации (за счет питания однополупериодным током), и, в принципе, отпадает необходимость в блоке управления, обеспечивающем режим "включения/выключения", который очень капризен в работе.

Источник: А.Копенкин, журнал "Радиолюбитель". Схемы и статьи публикуются с разрешения редакции журнала.

Опубликовал Shemka 27 Декабрь 2009 0 Комментариев · 14709 Прочтений · Для печати

Электрические принципиальные схемы различных устройств, систем, промышленного оборудования и бытовой техники, «Зарядно-десульфатирующий автомат»... Принципиальные схемы электронных устройств для начинающих электронщиков, для студентов вузов, для радиолюбителей и конструкторов электронной аппаратуры - «Зарядно-десульфатирующий автомат», подробное описание... Razrabotka.PRO - разработка электроники на заказ, производство электронных устройств, систем, приборов и оборудования, проектирование схем и печатных плат. Купить хлопковый выключатель «CLAPS», включающий свет на хлопки. Разработчики электроники, присылайте для размещения на сайте Shemki.ru свои проекты любых электронных устройств. Электронные схемы - скачать принципиальные схемы металлоискателей, генераторов, блоков питания, телевизоров, зарядных устройств... Описания сборки и настройки электрических схем различных устройств… Бесплатные электросхемы устройств и приборов, блок схемы, подробные описания разработки, монтажа и функционирования электронных схем, «Зарядно-десульфатирующий автомат»... Схемы управления, включения и сопряжения для различных радиоэлектронных устройств – берите паяльник, скачивайте электрические схемы и собирайте электронные устройства - «Зарядно-десульфатирующий автомат»...